Регулирование деятельности страховых компаний в России
Нормативно-правовое регулирование деятельности страховых компаний в Российской Федерации
В РФ, как и в ряде западных стран, сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка:
I ступень — гражданский кодекс страны, законодательные и
правовые акты, имеющие статус кодекса;
II ступень — специальные законы по страховому делу;
III ступень — нормативные акты министерств, ведомств по
страховому делу.
Гражданско-правовые основы регулирования деятельности страховых компаний играют значительно более важную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса. Роль гражданского права заключается в том, что оно генерирует исходные принципы регулирования общественной жизни, в том числе рыночного хозяйства страны.
Вопервых, регулирование деятельности страховых компаний в страховом деле гражданское право отдает приоритет интересам клиента — покупателя (потребителя) страховой услуги (продукта, товара). Отличие услуги страховой компании от товара в магазине заключается в том, что покупается письменное обещание в обеспечении защитой. При этом документы, в том числе страховой полис, которые оформляют это обещание, настолько сложны (цифровые коды, термины, понятия, толкование которых требует специальных знаний), что далеко не каждый покупатель понимает их. Сложны процедуры, связанные с исчисленем цен на страховые услуги, ущерба, выплат по ним, а также разрешением споров и т.д.
Во-вторых, в страховых компаниях работают специалисты выcокой квалификации с большим опытом; имеются специальные юридические службы.
Таким образом, на страховом рынке в наибольшей степени защищены страховщики и в наименьшей — страхователи, поэтому вся система государственного права должна обеспечивать равенство прав и обязанностей участников страховой сделки благодаря приоритетной защите интересов покупателей (потребителей) страховых товаров при регулировании деятельности страховых компаний.
Правовая безопасность клиентов страховых компаний может быть обеспечена только законами и нормативными актами, которые не противоречат друг другу на всех ступенях регулирования страховых отношений.
До 1 января 1995 г. в России на I ступени гражданско-правового регулирования действовали:
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.;
Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.;
• Законы РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О валютном
регулировании» и др.
К середине 90-х годов многие из этих общезаконодательных актов при регулировании деятельности страховых компаний перестали соответствовать требованиям экономики России. И это было учтено в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» и в Федеральном законе от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации».
С 1 января 1995 г. была введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а с 1 марта 1996 г. — часть вторая. Именно в части второй ГК РФ содержится глава 48 «Страхование» (ст. 927—970). Таким образом, гражданское право:
1) обеспечивает единообразное толкование прав и обязанностей всех субъектов рыночного хозяйства (например, договор, его содержание, условия заключения, порядок разрешения споров и т.д., организационно-правовые формы деятельности и т.п.);
дает одинаковое для каждого субъекта определение предпринимательской (коммерческой) деятельности, целью которой является извлечение прибыли;
декларирует систему обязательного лицензирования особо важных сфер предпринимательской деятельности в стране;
обеспечивает стандартизацию сделок не только на внутрен нем рынке РФ, но и на международном.
Несмотря на всю важность ГК РФ имеет ряд существенных недостатков в отношении регулировании деятельности страховых компаний. В главе 48 недостаточно регламентируются отдельные виды договоров страхования (например, вообще не раскрыт договор страхования жизни) или присутствуют недостаточно урегулиро ванные нормами права понятия и положения (например, страхо вых рисков предпринимательской деятельности).
Специальным называется законодательство, регулирующее какую-либо отдельную отрасль народного хозяйства: машиностроение, строительство, банковское дело, страхование и т.д.
В настоящее время основой II ступени регулирования страхования служит Закон РФ «О страховании» (принят 27 ноября 1992 г ., вступил в действие 12 января 1993 г.). Как уже говорилось, в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ Закон РФ «О страховании» стал называться Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон о страховании).
К числу специальных законов и нормативных актов II ступени регулирования деятельности страховых компаний в России можно также отнести:
Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском стра ховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о медицинском страховании граждан);
Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязатель ном личном страховании пассажиров»;
постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. «Об Основных направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 годах»;
постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе стра хового надзора»;
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2009 г.);
• Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании».
• В начале 90-х годов Закон о страховании стал важнейшим по многим причинам, в частности:
• в СССР не было закона, регулировавшего страховые отношения в стране. Закон о страховании стал первым юридическим специальным актом, определяющим правовые, рамки и основы страхового дела в РФ;
Закон стал базой для разработки других специальных законов;
Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела;
• в Законе особо продекларирована роль государства в страховом деле;
Закон ввел в теорию и практику ряд международных страховых понятий, что облегчило взаимодействие национального страхового рынка с международным;
Закон ввел специальные инструменты, присущие только страховой отрасли (т.е. трансформировал положения гражданского права с учетом специфики отрасли).
Сложной и запутанной представляется ситуация по обязательному страхованию. Несмотря на то что в настоящее время более 60 федеральных законов содержат нормы, в той или иной степени затрагивающие страхование (в большей части обязательное), практически отсутствует нормативно-правовая база обязательного страхования. Но если обязательное страхование того или иного вида и провозглашается (например, медицинское страхование), то на практике почти не проводится, поскольку не регламентированы порядок и условия его осуществления (наличие в ГК РФ нескольких статей об обязательном страховании проблемы не решает). Исключением на сегодняшний день, пожалуй, является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как видим, закона, который устанавливал бы ключевые понятия и единые принципы обязательного страхования, давал единую классификацию его видов, необходимые основания для их принятия, предусматривал экономические и правовые гарантии его осуществления, в РФ нет.
Очень важно для развития страхового дела законодательство в сфере налогообложения страховых компаний.
Серьезную роль в этой сфере сыграло в свое время постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 г. № 420, которое утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. № 121.
С 1 июля 2000 г. (до 2002 г.) суммарные расходы на личное страхование персонала, имущественное страхование и страхование ответственности были ограничены 3% объема реализуемой продукции (а не 1%, как было до этого). Но и в этом случае решение было половинчатым. Многие организации не смогли создать полноценную страховую защиту так, чтобы страховые взносы (нормы отнесения) уложились в 3%. «В мировой практике общепринятым является полностью относить на себестоимость расходы на страхование»1. Со вступлением в силу глав 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) ситуация несколько изменилась. В статьях 213, 253, 255, 263 НК РФ говорится о более широких возможностях организаций для отнесения затрат по страхованию на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Но попрежнему расходы организаций на страхование регламентируются, особенно в сфере личного страхования сотрудников. С появлением части второй НК РФ более четким стал порядок налогообложения самих страховых организаций (см. ст. 293, 294, 2941, 330).
Нормативные акты III ступени, разрабатываемые министерствами и ведомствами, например, Федеральной службой страхового надзора, Федеральной налоговой службой, Минфином России, призваны конкретизировать положения законодательства II ступени применительно к отдельным направлениям страховой деятельности. Такими актами являются постановления, приказы, распоряжения, рекомендации, правила и др.
Среди наиболее важных для страховой деятельности в РФ актов III ступени можно назвать:
• приказ Минфина России от 8 августа 2005 г. № ЮОн «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов»; приказ Минфина России от 16 декабря 2005 г. № 149н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика»; • приказ Минфина России от 11 июня 2002 г. № 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»; • приказ Минфина России от 4 сентября 2001 г. № 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Подобные нормативные документы конкретизируют отдельные статьи специальных законов II ступени регулирования деятельности страховых компаний и дают возможность не перегружать эти законы излишней детализацией, поясняют порядок исполнения соответствующих статей законов. В случае отклонения положений подзаконных актов от норм ГК РФ или специального законодательства первенство остается за ГК РФ и этим законодательством. Подзаконные акты проходят юридическую экспертизу в Минюсте России и для того, чтобы вступить в действие, должны быть там зарегистрированы.