Цена страховой услуги
Тарифная ставка в страховании      

Тарифная ставка в страховании

Страховой тариф или тарифная ставка в страховании

Страховая услуга — это специфический товар, который реализуется на рынке страховых услуг. Цена страховой услуги, как любая рыночная цена, складывается на конкурентной основе при взаимодействии спроса и предложения.

 

 

В настоящее время существует несколько мнений относительно того, что называть цена страховой услуги. Ряд специалистов (В.В. Шахов, Л.И. Рейтман, А.А. Гвозденко, Ю.А. Слетухов и др.) считают, что под ценой страховой услуги следует понимать стра­ ховой тариф (или тарифную ставку).
Страховой тариф представляет собой либо денежную плату со 100 руб. страховой суммы в год, либо определенный процент от совокупной страховой суммы.
Главная часть страхового тарифа (нетто-ставка) предназначена для создания фондов, выплаты страхового возмещения в имущественном страховании и страховании ответственности, страховых сумм в личном страховании. Другая часть страхового тарифа (нагрузка) должна покрывать другие расходы, связанные с проведением страхования. Ставка платежа в целом называется брутто-ставкой. На основе тарифной ставки исчисляется страховой взнос, уплачиваемый страхователем страховщику. Страховой взнос (страховой платеж, страховая премия) представляет собой произведение страхового тарифа, выраженного в деньгах, на число сотен страховой суммы либо процентной тарифной ставки на совокупную страховую сумму. Цена страховой услуги. Страховой взнос каждого страхователя отражает его долю, его участие в формировании страхового фонда, поскольку страхование является замкнутой раскладкой ущерба между страхователями.
Авторы другого подхода (В.Б. Гомелля, К.Г. Воблый и др.) считают, что страховой тариф — это лишь расчетная единица величины стоимости цены страховой услуги, а ценой страховой услуги является страховой взнос. Данная позиция базируется на следующих утверждениях.
Стоимость на рынке цена страховой услуги выражается в денежной форме, т.е. в форме цены. Страховщик продает страховую услугу за деньги при помощи страхового взноса (премии). Страховые взносы существенно зависят от спроса, предложения, конкуренции и других ры­ ночных факторов. А отклонение цены страховой услуги от стоимости (в любую сторону) под воздействием этих факторов есть важнейший признак цены. По этой причине на РСУ именно страховой взнос следует называть ценой страховой услуги. Таким образом, авторы данного подхода идентифицируют страховой тариф со стоимостью товара страховая услуга», а страховой взнос — с ценой товара «страховая услуга».
Еще один подход (А. Кирсанов, Н. Васильева и др.) к определению цены страховой услуги представляется весьма специфи ческим. Его авторы исходят из того, что страховой взнос, исчисляемый на основе брутто-тарифа, состоящего из нетто-тарифа и нагрузки, также делится на две части. Большая часть страхового взноса, которая соответствует нетто-тарифу (как правило, от 60 до 95%), используется в особом порядке: с одной стороны, она обяз ательно направляется на выплату страхового возмещения (cтраховой суммы), с другой — необязательно выплачивается страхователю, который ее уплатил. За счет части страхового взноса I , которая соответствует нагрузке, формируется фонд денежных с редств, используемый страховщиком: на оплату труда работников страховой компании; на приобретение оборудования, инвентаря и другие общехозяйственные и коммерческие расходы;