Государство в страховании
Государство в страховании      

Государство в страховании

роль государства в страховании

Государство в страховании

 

 

С XV—XVI вв. страхование стало объектом контроля и регламентации со стороны государственных органов и организаций во всех странах. В настоящее время можно выделить следующие основные модели, применяемые в мировой практике организации национального страхового надзора действует самостоятельный орган государственной исполнительной власти (Россия, Португалия, Германия, Франция, Азербайджан — с 1992 по 1996 г. Роль государства в страховании, в организации и регулировании страхового рынка страны не ограничивается лишь созданием надзорной службы, хотя ее роль очень важна. В современных экономических условиях основная задача государства — стимулирование разви­ тия страхования. В частности, к мерам такого стимулирования и участия государства в страховании относятся:

создание стабильного законодательства, определяющего единые «правила игры» на страховом рынке для всех его субъектов;
формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг;
создание эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховых компаний (о чем уже говорилось);
организация системы гарантий выполнения страховыми компаниями своих обязательств перед потребителями страховых услуг;
организация и защита добросовестной конкуренции на страховом рынке;
создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в области страхования;
регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном рынке;
проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг;
создание благоприятных условий для инвестирования стра­ ховщиками своих резервов и других средств.

Особо хотелось бы сказать о прямом участии государства в страховании в качестве продавца страховых услуг, т.е. о целесооб­разности существования государственной страховой организации. Доля государства на российском страховом рынке в последние годы существенно снизилась, что вполне естественно в условиях экономических преобразований. Однако нерешенными остаются важные вопросы:

целесообразно ли формирование других государственных организаций, выступающих продавцами страховых услуг;
существует ли необходимость создания специализирован­ной государственной перестраховочной компании;
необходима ли государственная компания, специализирую­ щаяся на страховании экспертных кредитов и российских инвестиций в зарубежные страны;
эффективно ли страхование государственного имущества исключительно в системе государственного страхования.

Нельзя забывать и о том, что в настоящее время некоторые виды страхования осуществляются исключительно в рамках государственного страхования, например страхование должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей (работников таможни, налоговых служб, судей, военнослужащих и др.).