Организация пенсионного страхования в РФ
     

Организация пенсионного страхования в РФ

Организация пенсионного страхования

 

Обязательное пенсионное обеспечение представляет собой способ реализации конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи и застрахованные лица.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
* лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
* индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные лица и лица без гражданства:
* работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также авторскому и лицензионному договору;
* самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
* являющиеся членами крестьянских хозяйств;
* работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
* являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
* иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В качестве страховщика выступает Пенсионный фонд Российской Федерации, который вместе с его территориальными органами действует на основании Федеральных законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Пенсии по государственному социальному страхования представляли собой гарантированные ежемесячные выплаты, размеры которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхования, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий:
* по возрасту
* по инвалидности
* по случаю потери кормильца
* за выслугу лет
В целях стабилизации и подъема материального положения пенсионеров в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, в соответствии с которым были сформулированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования, определены на законодательном уровне условий формирования ПФР. Особенностями вышеназванного закона были следующие:
* социальная направленность с сохранением всех предыдущих государственных обязательств;
* дальнейшее расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию;
* введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа;
* установление размера пенсий, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа;
* введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам.
В августе 1995 г. Постановлением Правительства РФ № 790 была утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования.
Необходимость пенсионного реформирования была обусловлена сложившейся ситуацией в связи с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения.
Пенсионная реформа изменила пенсионную систему, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц, правовые основы ее функционирования.
Действующее законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положение конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные документы.
Пенсия означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям. Право на получение пенсии определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
Принципиально новая структура пенсий установлена Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с измен. от 26 июня 2005 г. № 3-ФЗ). Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством.
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации»