Регулирование страхования в РФ
Правовое регулирование страхования в РФ
В Российской Федерации сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка.
Первая ступень регулирования страховой деятельности в РФ. Гражданский Кодекс страны, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса.
Вторая ступень регулирования страховой деятельности в РФ. Специальные законы по страховому делу.
Третья ступень регулирования страховой деятельности в РФ. Нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу.
Гражданско-правовые основы регулирования страховой деятельности в РФ играют значительно более важную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса. На страховом рынке наиболее защищенными являются страховщики, а наименее защищенными — страхователи, поэтому вся система государственного права должна обеспечить равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей и потребителей страховых услуг. Правовая безопасность страховых фирм может быть обеспечена только хорошими законами, не противоречащими актами всех ступеней регулирования страховых отношений.
Гражданское право является исходной основой (первой ступенью) регулирования страховой деятельности в РФ; оно выполняет функцию генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.
Регулирование страховой деятельности в РФ. Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ содержит также положения, относящиеся к отраслевой специфике страхового дела, то есть ко второй ступени правового регулирования страхового рынка. Важнейшим в группе специальных (отраслевых) законодательных актов является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Закон «О страховании» стал первым юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование; определяет компетенцию и функции Госстрахнадзора.
В Законе РФ «О страховании» была особо продекларирована роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в различных аспектах регулирования страховой деятельности в РФ:
¦ страхователем;
¦ учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);
¦ гарантом в тех сферах, где требуется государственная поддержка (например, страхование иностранных инвестиций);
¦ регулятором страхового хозяйства страны. Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том
числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор.
С образованием в 1992 году федерального органа по надзору за страховой деятельностью и принятием Закона Российской Федерации «О страховании» положено начало переводу стихийных рыночных преобразований в сфере страхования в русло цивилизованного развития.
Согласно законодательству на федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) возложены шесть основных функций регулирования страховой деятельности в РФ:
¦ выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
¦ ведение единого Государственного реестра страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
¦ контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
¦ установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
¦ разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенных Законом РФ «О страховании» к компетенции Росстрахнадзора;
¦ обобщение практики страховой деятельности и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Регистрация страховщиков в Государственном реестре — главная функция государства регулирования страховой деятельности в РФ. Регистрацию в Госстрахнадзоре обязаны проходить все страховые организации. При этом они обязаны не только зарегистрироваться, но получить лицензию на проведение конкретных видов страхования. Для этого страховые организации согласно законодательству представляют в Госстрахнадзор определенный пакет документов, в том числе те, что подтверждают профессиональную пригодность этих организаций. Согласно закону о страховании (статья 32) и «Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» страховщики обязаны представить:
1) заявление установленной формы;
2) учредительные документы:
¦ устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;
¦ протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор;
¦ документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;
3) документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);
4) экономическое обоснование страховой деятельности:
¦ бизнес-план на первый год деятельности;
¦ расчет соотношения активов и обязательств по форме, указанной в специальной методике, утвержденной Госстрахнадзором (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года);
¦ положение о порядке формирования и использования Страховых резервов;
¦ план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10 % собственных средств страховщика;
¦ баланс с приложением отчета финансовых результатов на последнюю отчетную дату;
¦ план размещения средств страховых резервов;
5) правила по видам страхования, которые в соответствии с Законом РФ «О страховании» и общими условиями действительности сделок, предусмотренных гражданским законодательством, должны содержать:
¦ определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;
¦ определение объектов страхования;
¦ определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);
¦ страховые тарифы;
¦ определение сроков страхования;
¦ порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;
¦ взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;
¦ порядок рассмотрения претензий по договорам страхования. К правилам страхования должны быть приложены образцы
форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов), Правила страхования (условия) представляются в Госстрахнадзор в двух экземплярах, прошитых, пронумерованных, утвержденных руководителем страховой организации;
6) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок в двух экземплярах;
7) сведения о руководителе и его заместителях.
Лицензирование страховой деятельносхи осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение Страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам (отдельно выделяется категория страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование) для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком.
Поскольку в соответствии со ст. 30 Закона о страховании надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами, то к компетенции этих органов относятся: дата предписаний, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности.
Предписание — это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.
Предписания выдаются федеральными органами при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства.
В том случае, если предписание не выполняется в установленный срок, органы по надзору за страховой деятельностью имеют право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений либо принять решение об отзыве лицензии.
Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.
Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.
Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства Страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств.
Для эффективного регулирования страховой деятельности в РФ Госстрахнадзор наделен соответствующими правами и обязанностями (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 30, п. 4). Реализация этих прав и обязанностей осуществляется Госстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям.
В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов взаимодействия на него, осуществляемых не только Госстрахнадзором. Регулирование страховой деятельности в РФ может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.
В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение социальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) — государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.
Государственное регулирование страховой деятельности в РФ представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:
а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
в) государственный надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке,
предупреждение и пресечение монополизма. Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы Страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности заинтересованы каждый из страхователей и государство, так как страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные в хозяйственных правоотношениях воспроизводства.
Основная проблема государственного страхового надзора — величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и к идее страхования в целом. И государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, так как недоверие к страховой идее в общественном сознании воплощается в претензиях населения к государственным институтам.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности.
В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, принятые Росстрахнадзором. В их числе условия лицензирования страховой деятельности, план счетов бухгалтерского учета и инструкции по его введению, положение о порядке регистрации объединений страховых организаций, требования к размеру нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков и соблюдения платежеспособности страховщиками, правила формирования технических резервов, правила размещения активов страховщиков, связанных со страховыми резервами.
План счетов, применяемый страховщиками, отличается от плана счетов, применяемого нестраховыми предприятиями и организациями, в нем отражена специфика учета страховых операций и операций по перестрахованию.
Финансовая отчетность также предоставляется страховщиками в соответствии со специальными требованиями. Баланс и отчет о финансовых результатах содержит в себе статьи, отражающие специфику деятельности страховщика, в состав финансовой отчетности включены отчет о платежеспособности и отчет о размещении страховых резервов.
Учитывая значительную роль, которую играет размещение Страховых резервов, а также практику российского страхового рынка по ликвидации крупных страховых компаний в результате потери резервов, органы страхового надзора уделяют пристальное внимание инвестиционной деятельности страховщиков.
Для контроля за соблюдением страховщиками установленных требований в состав годового бухгалтерского отчета страховой организации включена форма № 7 — страховщик «Отчет о размещении страховых резервов», отражающая размещение активов, покрывающих страховые резервы.
Хотя данный отчет представляется страховщиками один раз в год, они должны соблюдать установленные квоты в течение всего года, поскольку в основном предусмотренные инвестиции средств резервов являются долгосрочными.
Согласно настоящим Правилам объектами размещения Страховых резервов могут быть:
¦ государственные ценные бумаги, в которые должно быть инвестировано не менее 20 % суммы страховых резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни, и не менее 10 % — по видам страхования иным, чем страхование
жизни;
¦ ценные бумаги, выпускаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
¦ банковские вклады (депозиты);
¦ ценные бумаги: облигации, векселя, депозитные сертификаты, акции, сертификаты акция, жилищные сертификаты, опционы и варранты на ценные бумаги. В простые векселя (кроме векселей банков) и жилищные сертификаты инвестиции не должны превышать 109 % от общей суммы активов;
¦ права собственности на долю участия в уставном капитале: учредительные взносы и паи. Инвестиции в приобретение долей в уставном капитале акционерных обществ закрытого типа не должны превышать 10 % от общей суммы активов;
¦ недвижимое имущество, в том числе квартиры;
¦ валютные ценности;
¦ денежная наличность, при этом сумма средств на расчетном счете в банке должна составлять не мене 3 % общей суммы страховых резервов.
Запрещается использование страховых резервов для:
¦ инвестиций, не предусмотренных настоящими Правилами;
¦ предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам, а также для выдачи ссуд страхователям;
¦ заключения договоров купли-продажи, кроме договоров купли-продажи по вышеуказанным объектам;
¦ инвестиций в такие ценные бумаги, как чек, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, приватизационная ценная бумага, а также другие ценные бумаги, вложения средств страховых резервов в которые не соответствует условиям, предусмотренным Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
¦ приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж;
¦ вложений в интеллектуальную собственность;
¦ проведения совместной деятельности;
¦ приобретения основных средств, за исключением объектов недвижимости;
¦ оплаты труда работников страховой компании, оказание им материальной помощи и выдачу ссуд, а также других выплат;
¦ осуществления торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности.
С целью соблюдения принципов ликвидности, возвратности и прибыльности активов, покрывающих страховые резервы, установлены нормативы оценки активов.
Соответствие инвестиционной деятельности страховщика данным принципам определяется посредством деления суммы коэффициентов, исчисленных как произведение числа, соответствующего сумме вложений и установленных нормативов, на общую сумму имеющихся страховых резервов.
Концентрация страховщиками в своих руках значительных финансовых ресурсов превращает страхование в важнейший фактор развития экономики, реализуемый путем активной инвестиционной политики. Иначе говоря, страховщики превращают пассивные денежные средства, полученные от различных владельцев полисов, в активный капитал, действующий на рынке. Это подтверждает необходимость регулирования инвестиционной деятельности страховщиков, причем регулирование должно учитывать особенности национального страхового рынка и не нарушать действующие правила конкурентной борьбы между компаниями.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и неизбежной интеграции страхового пространства, расширения сферы деятельности иностранных страховщиков и перестраховщиков на российском страховом рынке необходимо срочно разработать на государственном уровне и ввести в действие ряд обоснованных принципов, которые могли бы, с одной стороны, регулировать деятельность иностранных страховщиков и уменьшать возможные негативные последствия открытия национального рынка, а с другой — позволяли сохранить отечественное страхование и направить средства зарубежных компаний на развитие национальной экономики. Среди возможных мер можно предложить следующие:
¦ ограничение деятельности иностранной компании без лицензии, выданной органом надзора;
¦ ограничение деятельности в определенных секторах страхования;
¦ повышенные требования к размеру уставного капитала иностранных страховщиков (перестраховщиков);
¦ введение системы депонирования значительных сумм денежных средств, а также сумм собранных страховых премий на счетах российских банков;
¦ введение системы обязательного инвестирования значительных средств в российскую экономику;
¦ соблюдение требования о найме на работу местного персонала.
Государственная поддержка развития страхования должна представлять систему решений, принимаемых на высшем уровне законодательной и исполнительной властью Российской Федерации.
Государственная поддержка развития страхования должна быть
направлена на:
¦ стимулирование предприятий, организаций и населения к заключению договоров добровольного страхования; ¦ создание твердых законодательных гарантий для стабильной работы страховых компаний;
¦ стимулирование деятельности страховых компаний, проводящих наиболее экономически и социально значимые виды страхования; •
¦ ослабление налогового пресса на страховую деятельность;
¦ обеспечение гарантированности и доходности страховых инвестиций в государственные ценные бумаги.
Методы поддержки страхового дела со стороны государства могут быть различными в зависимости от направлений страховой деятельности.
Во всем мире считается, что наличие развитого страхового рынка в стране — одно из главных и необходимых условий ее экономического благосостояния. Страховой бизнес является мощным инструментом обеспечения стабильности общества, а также крупным источником внутренних инвестиций. Страхование обеспечивает устойчивость производственных связей, социальную и экономическую стабильность в обществе.